Отзыв официального оппонента на диссертационное исследование Ереминой Натальи Юрьевны «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога»,

[29.01.2019 16:58]

Россия Самарская обл. Самара

Отзыв

официального оппонента на диссертационное исследование Ереминой Натальи Юрьевны «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

 

 

 

Происходящие в России реформы ставят перед современным педагогическим вузом целый ряд сложных задач, без решения которых нельзя обеспечить успешности как познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, психолого-педагогической деятельности ее выпускников, так и их профессионального становления, жизненного самоопределения, становления позиции будущего специалиста.

Заметное место среди обсуждаемых психолого-педагогических проблем занимает поиск новых подходов к подготовке в вузе будущего педагога-психолога, способствующих профессиональному и личностному росту будущего специалиста.

Становление в нашей стране практики психологических служб, ориентирующих психолога на различные формы активного вмешательства, остро ставит вопрос и об активной психологической подготовке самого специалиста-психолога, включающей и готовность к профессиональному оказанию практической психологической помощи. Пока такая форма подготовки в достаточной мере не сложилась. Перед специалистами встала задача поиска таких методов обучения, которые давали бы возможность обучить практической деятельности еще до того, как наступила реальная ситуация и началась реальная психолого-педагогическая деятельность.

Однако, как справедливо отмечает автор исследования, в образовании выявляются противоречия между потребностью общества в педагоге-психологе, обладающем позитивным отношением к своей профессиональной деятельности, способном реализовывать себя в профессиональной деятельности, понимать и способствовать осознанию и дальнейшему разрешению проблем людей, и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических предпосылок формирования профессиональной установки педагога-психолога как позитивного отношения к овладению профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для специалиста.

Стремление соискателя ученой степени исследования найти пути разрешения указанного противоречия, а также то, что вопросы профессионального становления будущего педагога-психолога посредством формирования профессиональной установки в вузе не были предметом специального исследования, определяет проблему и актуальность проведенного Н.Ю. Ереминой исследования.

 

В работе четко определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, обоснованны методологические основы и методы исследования, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость.  Методологический уровень исследования, его стратегия, выбор средств теоретического анализа, понятийный аппарат, заслуживают высокой оценки и свидетельствуют об исследовательской культуре автора.

Делая предметом своего исследования психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога, автор пытается решить актуальную и практически не разработанную в психологической науке проблему, суть которой в данном исследовании заключается в определении специфики профессиональной установки будущего педагога-психолога, в структурировании психолого-педагогических условий формирования психологических составляющих профессиональной установки будущего педагога-психолога.

Решение поставленной автором проблемы не только характеризует социальный уровень исследования, но и его социально-педагогическую значимость. Эвристическая ценность данной работы состоит в том, что Н.Ю. Еремина, выявив психологические составляющие профессиональной установки на психолого-педагогическую деятельность (профессионально важные и личностные качества, умение прогнозировать свою будущую профессию, эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности), не только раскрыла специфику каждой составляющей профессиональной установки, но и выявила динамику формирования каждой психологической составляющей профессиональной установки у будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе, проанализировала систему подготовки педагогов-психологов в вузе с точки зрения влияния предметного содержания подготовки на формирование профессиональной установки.

Более того, автору в результате сравнительного анализа психологической составляющей профессиональной установки будущих педагогов-психологов, обучающихся на факультете начального образования и факультете психологии и раскрытия предметных различий, удалось определить различия в формируемых личных и профессионально важных качествах студентов, которые являются важными для профессионального становления практического педагога-психолога. Учет данных различий позволил автору разработать рекомендации по дополнению содержания подготовки будущих педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах. Решение данной задачи как на теоретическом, так и на практическом уровнях позволило соискателю ученой степени реализовать прогностический подход к формированию профессиональной установки будущих педагогов-психологов не по формальным признакам, а по существу, что не может не вызывать уважения. 

Тщательность и фундаментальность научного обоснования, последовательность, логичность и скрупулезность при изучении и анализе философской, психологической и педагогической литературы, исследований, взаимосвязанных с данным исследованием, позволили соискателю ученой степени обосновать и определить в экспериментальной работе психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать профессиональную установку педагогов-психологов на психолого-педагогическую деятельность, а именно: освоение студентами профессиональных знаний и умений должно осуществляться в контексте осмысления ими профессиональных проблем; дополненное содержание подготовки будущих педагогов-психологов, должно реализовываться с учетом личностных особенностей, способствовать развитию мотивации на овладение знаниями, умениями, навыками и положительного отношения к профессиональной деятельности, должно обеспечивать изменение эмоционального отношения к будущей психолого-педагогической деятельности и развитие умения прогнозировать свою профессию. 

Заслуживает внимание то, что автор исследования не просто раскрыл понятие «профессиональная установка педагога-психолога на психолого-педагогическую деятельность», а показал, каким образом взаимосвязана профессиональная установка педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность с характерологическими свойствами его личности, которые были определены по методике В.М. Миниярова. У гармоничного, интровертивного и инфантильного социально-психологических типов личности наблюдается развитие всех психологических составляющих профессиональной установки; у сензитивного, конформного, доминирующего и тревожного социально-педагогических типов личности развивается только способность к формированию профессиональной установки в отношении овладения профессионально важными качествами.

Теоретическое исследование, как известно, связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. С этой точки зрения заслуживает внимания конкретизация соискателем ученой степени содержания понятия «профессиональное становление», раскрытие содержания понятия «профессиональная установка педагога-психолога на психолого-педагогическую деятельность», а именно профессиональная установка есть отношение к психолого-педагогической деятельности, развитие и обогащение которого происходит в процессе профессиональной подготовки.

Раскрытие содержания данных понятий позволило Н.Ю. Ереминой разработать рекомендации по дополнению содержания подготовки педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах. Содержание подготовки студентов, раскрывалось Н.Ю. Ереминой в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категории «профессиональное становление» и категории «психологические составляющие профессиональной установки педагога-психолога». Содержание подготовки студентов факультета психологии дополнено дисциплинами по выбору «Арт-терапия в работе педагога-психолога», «Сказкотерапия в работе педагога-психолога», «Драмотерапия в работе педагога-психолога», «Клиент-центрированное консультирование в работе педагога-психолога», которые будут способствовать изменению эмоционального отношения к будущей психолого-педагогической деятельности. Содержание подготовки студентов факультета начального образования дополнено дисциплинами «Тренинги формирования навыков целеполагания», «Бихевиоральный подход в работе педагога-психолога», «НЛП в работе педагога-психолога», «Рефлексия в профессиональной деятельности», «Проектирование образовательной среды», «Мониторинг образования», которые будут способствовать становлению умения прогнозировать будущую психолого-педагогическую деятельность и развитию профессионально важных качеств специалиста).

Эти и другие положения характеризуют научную новизну исследования.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что обоснование автором психологических составляющих профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность,  составит основу для новых научных представлений о профессиональном становлении психолога в целом; выявленные в исследовании различия в содержании подготовки студентов, обучающихся на разных факультетах, позволяют определить новые подходы к обучению студентов, базирующиеся на концепции профессионального развития личности и развития профессионально важных качеств.

Следует подчеркнуть и практическую значимость данного исследования. Его результаты направлены на совершенствование процесса подготовки педагогов-психологов в аспекте формирования профессиональной установки специалиста на психолого-педагогическую деятельность; позволяют дополнить программное содержание подготовки студентов, обучающихся на разных факультетах, сделать более результативным формирование профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность.

Таким образом, в анализируемой диссертации представлены достаточно обоснованные пути решения важной социально-педагогической проблемы. Задачи исследования в целом решены. Диссертация вносит несомненный вклад в понимание не только проблем современного образования, но и более широкой социально-педагогической проблемы. Мы имеем в виду проблему личности педагога-психолога, характеризующегося позитивным отношением к своей профессиональной деятельности, способного реализовывать себя в профессиональной деятельности, понимать и решать проблемы людей.

С нашей точки зрения диссертация не лишена и недостатков:

1. В диссертации недостаточно точно описаны корреляционные взаимосвязи, обращают на себя внимание низкие значения коэффициентов значимых корреляций.

2. Экспериментальное исследование проводилось со студентами специализации педагог-психолог. Насколько реален перенос психологических составляющих формирования профессиональной установки на более широкий контингент студентов психологов.

3. В связи с тем, что  содержание подготовки студентов факультета психологии и факультета начального образования дополнено разными дисциплинами по выбору, особый интерес представляет сравнение уровня сформированности установок с целью определения наиболее эффективных в плане формирования профессиональных установок курсов.

Однако, следует заметить что, представленные замечания не влияют на положительную оценку работы в целом и не умаляют ее значимости.

Резюмируя вышесказанное, подтверждаем, что диссертационная работа Н.Ю. Ереминой представляет собой исследование в области педагогической психологии. Она направлена на решение проблемы подготовки психолого-педагогических кадров, становящихся способными в итоге обучения оказывать психологическую помощь. Характеризуя работу в целом, необходимо отметить структурно-логическую стройность, четкость решения поставленных задач, обоснованность выводов. Полученные автором теоретические и практические результаты имеют несомненную научную значимость для теории и практики высшей школы и поствузовского образования.

Результаты исследования рекомендуется использовать в разработке нового содержания и методов подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов в аспекте его ориентации на практическую психолого-педагогическую деятельность; в научных исследованиях проблем организации познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентационной деятельности будущего педагога-психолога, требованием к которым становится позитивность отношения к своей профессиональной деятельности, способность реализовывать себя в профессиональной деятельности, понимать и решать проблемы людей.

Диссертационное исследование Н.Ю. Ереминой соответствует требованиям п. 8 «Положения о порядке присуждения учёных степеней» ВАК Министерства образования и науки РФ, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

 

 

Кандидат психологических наук,                       

старший преподаватель Самарского филиала ГОУ ВПО

«Московский городской педагогический университет»       

 

Е.Н. Устюжанинова

 

 

Теги: Нет тегов



Комментарии
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям