Отзыв официального оппонента на диссертационное исследование Богдан Наталии Анатольевны «Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов»,

[29.01.2019 16:56]

Россия Самарская обл. Самара

Отзыв

официального оппонента на диссертационное исследование

Богдан Наталии Анатольевны «Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

 

 

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система подготовки специалистов в вузе. Необходимость совершенствования подготовки специалистов в вузах, обусловленная социально-экономическими изменениями в нашем обществе, модернизацией образования стимулирует обращение психологов к решению актуальных вопросов высшей школы, одним из которых является проблема профессионального самоопределения студентов, в частности студентов-психологов. Формирование в России новой социальной реальности – массового психологического образования, рост его популярности и кардинальные перемены в социальном статусе психолога-профессионала – несомненное свидетельство того, что в условиях разрешения социальных противоречий в стране развивается устойчивая тенденция гуманизации и демократизации общественной жизни. В интересах повышения качества психологического образования, в ситуации его стремительного распространения необходимо, прежде всего, исследовать психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов.

В понятии «профессиональное самоопределение» объединяются такие проявления личности, которые связаны с её профессиональной деятельностью, реально отражающие  процесс профессионализации, прежде всего на  этапе вузовского образования. Мы полагаем, что исследование психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения студентов-психологов, позволит обеспечить выявление и создание оптимальных условий и механизмов перехода студента от деятельности учения к профессиональной деятельности. Кроме того, изучение процесса профессионального самоопределения студентов-психологов обусловлено необходимостью активно управлять процессом их профессионального становления, помочь будущим специалистам войти в систему профессиональных ценностей, сформировать уверенность в себе как субъекте собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, исследование, проведенное Н.А.Богдан, безусловно актуально и вызвано необходимостью решения достаточно сложной и многогранной проблемы, имеющей важное социальное значение и научно-прикладную значимость – проблемы оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов. Как справедливо отмечает соискатель ученой степени, существует противоречие между стремлением преподавателя ориентировать студента на профессиональное самоопределение и недостаточным осознанием им того, что профессиональное самоопределение может быть успешным только с учетом психологических  и педагогических  аспектов этого процесса. В свете необходимости скорейшего разрешения этого вопроса, актуальность данной работы не вызывает сомнения.

Следует отметить активную научную позицию автора, проанализировавшего достаточный объем научной литературы, предложившего к рассмотрению содержание понятия «профессиональное самоопределение студентов-психологов». Соискатель учёной степени раскрыл психологическое содержание процесса профессионального самоопределения у студентов-психологов, выявил психологические и педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов, а также определил особенности процесса профессионального самоопределения у студентов-психологов с различными социально-психологическими типами личности.

В работе четко определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, обоснованы методологические основы и методы исследования, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость. Методологический уровень исследования, его стратегия, выбор средств теоретического анализа, понятийный аппарат, заслуживают высокой оценки и свидетельствуют об исследовательской культуре автора.

Так, раскрытие сущности и содержания понятия «профессиональное самоопределение студентов-психологов» стало возможным в результате осмысления данной проблемы в социологии, педагогике и психологии. На основе глубокого изучения зарубежной и отечественной научной литературы автор раскрыл сущность понятия «профессиональное самоопределение студентов-психологов», выделил три составляющих профессионального самоопределения – когнитивные, эмоциональные и поведенческие, – являющиеся признаками, посредством которых проявляется и через которые изучается профессиональное самоопределение, определил особенности процесса профессионального самоопределения у студентов-психологов с различными социально-психологическими типами личности, рассмотрел психологические и педагогические аспекты выбора способа разрешения кризиса профессионального самоопределения студентами-психологами с учетом их личностных особенностей. Тщательность и фундаментальность научного обоснования, последовательность, логичность и скрупулезность, позволили соискателю ученой степени определить и обосновать в экспериментальной работе психологические и педагогические аспекты профессионального самоопределения студентов-психологов, учёт которых активно способствует профессиональному самоопределению студентов-психологов. Данные положения и ряд других определили новизну проведенного исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научные представления о содержании понятия «профессиональное самоопределение студентов», позволяют конкретизировать  и дополнить программное содержание профессиональной подготовки студентов в аспекте профессиональной ориентации; позволят на теоретической основе конкретизировать содержание профессиональной подготовки с учетом этапов  обучения в вузе; позволят на новой теоретической основе определять способы коррекции психологического содержания процесса профессионального самоопределения будущих психологов с учетом их личностных особенностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование процесса профессиональной подготовки психологов с учетом психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения; в развитии способности студентов-психологов к конструктивному разрешению кризиса профессионального самоопределения на этапе обучения в вузе; в определении возможностей конструктивного разрешения кризиса профессионального самоопределения студента-психолога.

Заслуживает особого внимания изучение автором студентов с различными социально-психологическими типами личности, что с одной стороны позволило установить взаимосвязи особенностей процесса профессионального самоопределения у студентов-психологов с различными социально-психологическими типами личности, а с другой стороны, обосновать психологические и педагогические аспекты выбора способа разрешения кризиса профессионального самоопределения студентами-психологами с различными личностными особенностями. Также автор выявил в исследовании особенности протекания кризиса профессионального самоопределения у студентов-психологов не только в зависимости от социально-психологического типа личности, но и от этапа обучения.

Также положительной оценки заслуживает подробное изучение автором содержания процесса профессионального самоопределения у студентов-психологов. Н.А.Богдан показала, что процесс профессионального самоопределения на этапе обучения в вузе происходит следующим образом: накопленные в ходе профессионального обучения противоречия, порождающие внутриличностный конфликт в профессиональной сфере, приводящие к возникновению кризиса профессионального самоопределения, снимаются в процессе поиска способов его разрешения. При этом автор указывает на специфику разрешения конфликта: конструктивное разрешение приводит к профессиональному росту, деструктивное – к смене профессии, стагнация – к формализация профессиональной деятельности). На наш взгляд, полученные данные, несомненно, интересны и важны для современной образовательной практики, а дальнейшие исследования в этой области представляются нами как одни из самых перспективных и необходимых.

Можно считать, что основные положения диссертации отражают проблематику темы. С этими положениями можно согласиться. Автор выполнил те задачи, которые ставил перед собой, и, прежде всего, показал комплексный подход к теме, попытку новых взглядов. Учитывая добросовестную работу диссертанта над источниками и литературой, достаточно глубокую проработку основных вопросов, хороший язык диссертации, которая читается с интересом, можно сделать вывод, что работа Н.А.Богдан является удачным, самостоятельным научным произведением.

С нашей точки зрения диссертация не лишена и недостатков:

1) Не ясно, чем продиктована выборка исследования, включающая в себя только лишь студентов-психологов Самарского государственного университета. На наш взгляд, было бы целесообразно провести сравнительный анализ процесса профессионального самоопределения у студентов вузов различной направленности, так как направленность вуза так же оказывает воздействие на самоопределение студентов.

2) Автором определены особенности процесса профессионального самоопределения у студентов-психологов с различными социально-психологическими типами личности: гармоничный, сензитивный, интровертивный, доминирующий и тревожный. Профессиональное самоопределение у студентов конформного и инфантильного типов автором не изучены.

3)  Более четкое схематичное представление взаимосвязи тестового термина (УСЦД Фанталовой Е.Б.) «уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере» с показателем степени глубины кризиса профессионального самоопределения могло способствовать возрастанию теоретической значимости работы и сделать ее более доступной при практическом применении.

4) В теоретической части диссертационной работы уделяется недостаточно внимания описанию процесса профессионального самоопределения у студентов именно психологического профиля.

5) Утверждение соискателя о том, что «при сравнительном анализе этих показателей по возрастным группам были обнаружены и статистически достоверные различия (р<0,1)», не представляется справедливым с точки зрения математической статистики.

Однако, следует заметить что, представленные замечания не влияют на положительную оценку работы в целом и не умаляют ее значимости.

Резюмируя вышесказанное, подтверждаем, что диссертационная работа Н.А.Богдан представляет собой исследование в области педагогической психологии. Она направлена на решение проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе. Характеризуя работу в целом, необходимо отметить структурно-логическую стройность, четкость решения поставленных задач, обоснованность выводов. Полученные автором теоретические и практические результаты имеют несомненную научную значимость для теории и практики высшей школы и довузовского образования. Рецензируемая работа свидетельствует, что Н.А.Богдан показала себя эрудированным и грамотным исследователем, способным ставить и решать актуальные для психологической науки и практики задачи. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях автора.

Результаты, полученные в исследовании, рекомендуется использовать в разработке нового содержания и методов подготовки будущих психологов в вузе, в разработке форм организации психологической помощи студентам-психологам и других специальностей в вузе, в разработке психологических и педагогических условий формирования профессионального самоопределения будущих специалистов психологов.

Диссертационное исследование Н.А.Богдан соответствует требованиям пунктов 8, 31 «Положения о порядке присуждения учёных степеней» ВАК Министерства образования и науки РФ, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

 

 

 

 

Кандидат психологических наук,                       

старший преподаватель Самарского филиала ГОУ ВПО

«Московский городской педагогический университет»       

 

 

 

 

 

Е.Н. Устюжанинова

 

Теги: Нет тегов



Комментарии
Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям